понедельник, 20 февраля 2012 г.

мечеть парижской богоматери


Вообще, читал эту книгу больше полугода назад:
произвело неизгладимое впечатление, короче, "зацепило"... И как-то так совпало, что недавно память "выцыпила" про Entropa  - инсталляцию чешских художников ещё в 2009м и про введение судов шариата в Германии (ниже идут "перепосты"...). Так вот, как видят Европу не только чехи, такая фраза, как "...Нидерланды ушли под воду, так что выступают только минареты мечетей..." опять таки навевает мысли об этой книге...
Да, сегодня же узнал, что по RTVI в 2011м показывали фильм по этой книге - надо будет глянуть что это такое - типа документалистика "всехпугающая" либо нормальный художественный фильм, тогда почему я не слышал о нём? Как оказалось - это просто фильм о фильме... т.е. его ещё типа снимают... Дождёмся ли выхода на экраны или "задавят" по-тихому как неполиткорректный?

---------------------------------

Министр юстиции юго-западного района Германии Рейнланд-Пфальца Йохен Хартлофф предложил ввести в Германии суды шариата. Это, по его мнению, способствовало бы не только интеграции мигрантов в страну, но и решению многих вопросов в сфере спорта, торговли и арбитража. Коллеги Хартлоффа его идею высмеяли, и более того, стали обсуждать вопрос об отставке министра юстиции.

Йохен Хартлофф, министр юстиции Рейнланд-Пфальца, решил ввести в Германии суды шариата. Он предлагает судить мусульман по исламскому закону, однако следовать всем правилам шариата он отказывается. Хартлофф поддерживает законы шариата лишь в отношении спорта, торговли и арбитража. Основным поводом для обращения в такие суды будет двустороннее признание участников процесса.
Поддержал его инициативу уполномоченный по вопросам интеграции мигрантов в ХДС/ХСС Михаэль Фризер: по его мнению, мусульманские суды могли бы заниматься бракоразводными делами. В частности для решения таких вопросов в Германию приезжало бы больше мигрантов.
Коллеги Хартлоффа введение судов шариата, наоборот, отвергли. Более того, как сообщает Frankfurter Rundschau, после смелого заявления министра в консервативных партиях заговорили о его отставке

Подробнее:http://news.mail.ru/politics/8003173/

--------------------------------


Председательствующая в ЕС Чехия установила в здании Совета Европы инсталляцию, отражающую стереотипы, сложившиеся о двадцати семи государствах – членах.

EUROPA PRESS – Брюссель – 12/01/2009

Испания изображена в виде голого пустынного пространства, покрытого бетоном, на гигантской художественной инсталляции, созданной по заказу председательствующей в ЕС Чехии, которая с сегодняшнего дня выставлена во дворце Justus Lipsius, где проходят совещания министров двадцати семи стран-членов. Болгария представлена в виде унитаза, Франция закрыта огромным плакатом, объявляющим о забастовке, а Великобритания вовсе исчезла с карты Европы.

Инсталляция под названием Entropa является плодом коллективного творчества 27 художников: по одному от каждого государства-члена. Исходя из очертаний своей родной страны, каждый художник создал объемное изображение, в основу которого легли национальные стереотипы или предубеждения. Результатом стал коллаж, представляющий собой разбитую на фрагменты карту ЕС. Как объяснил чешский вице-премьер Александр Вондра, Чехия, являясь сменным председателем ЕС, поручила художникам создать отдельные работы, образующие все вместе паззл, не ставя никаких ограничений, «в доказательство того, что в современной Европе нет места цензуре».

Испания – бетономешалка

Контур Испании полностью заполнен бетоном, а в верхней части расположилась огромная красно-белая бетономешалка, - весьма прозрачный намек на слишком активную урбанистическую деятельность. Автор работы, барселонский художник Рикардо Ромео, отмечает, что задумал ее «как вертикальный пейзаж, где царствует бетон».

Франция закрыта плакатом, на котором можно прочитать «На забастовке». В объяснении, сопровождающем работу, авторы - Groupe de Recherche d’Art Audiovisuel - отмечают, что «ввиду политической, экономической и культурной ситуации, сложившейся как в самой Франции, так и в мире», они объявили бессрочную забастовку.

Италия изображена в виде огромного футбольного поля, а Швеция имеет форму гигантской коробки, похожей на те, в которые упаковывают мебель из IKEA. Там, где должна находиться Великобритания, пусто – намек на ее традиционный евроскептицизм. В свою очередь, Нидерланды ушли под воду, так что выступают только минареты мечетей, в то время как на Люксембурге повешено объявление, гласящее «Продается». Болгария представлена в виде турецкого унитаза, а Румыния показана как тематический парк, посвященный Дракуле.

Работа над созданием инсталляции координировалась и финансировалась чешским художником Давидом Серни, а за ее аренду Чехия заплатила 50.000 евро. Традиционно, каждые шесть месяцев сменный председатель ЕС предоставляет дворцу Justus Lipsius художественную инсталляцию, хотя чаще всего речь идет о более банальных и менее полемических творениях.


Посмеялись
Проект открыли 12 января под общий хохот и аплодисменты. А уже 14-го МИД Болгарии вызвал к себе чешского посла для объяснений. Оказалось, что в инсталляции силуэт страны заполнен туалетами турецкого типа – ясный намек на многолетнюю и унизительную зависимость Болгарии от Турции. То же недовольство было высказано и в Братиславе – связанная долгими путами с Австро-Венгрией Словакия на карте Европы прямо перевязана толстой бечевкой цвета венгерского триколора. Впрочем, не смеялись в этот день не только в Софии и Братиславе, но и в Праге: там раскрылась главная мистификация выставки.
Первоначально пофантазировать на заданную тему правительство Чехии предложило художнику Давиду Черны, который, в свою очередь, должен был собрать международную команду из 27 современных авторов, представивших бы все страны Содружества. В этом случае они показали бы скорее внутреннее восприятие национальных штампов, вполне вероятно, не такое острое. Но Черны распорядился по-другому – он и группа его товарищей имитировали интернациональность проекта, выдумали несуществующих художников, их творческие биографии и кредо, даже создали для некоторых веб-сайты. А на деле сотворили все самостоятельно – именно так, как это задумал сам Давид Черны.
41-летний Черны хорошо известен на родине как сторонник эпатажа и провокации. Именно он раскрасил в 1991-м памятник советскому танку в розовый цвет (за что, кстати, был посажен под замок). Распял Христа на гимнастических кольцах. Усадил главного чешского покровителя – святого Вацлава – на дохлую лошадь. Украсил роскошное здание пражского театра громадным писающим Аполлоном – как раз перед референдумом о вступлении Чехии в ЕС. Поместил в аквариум муляж головы Саддама Хусейна, иронизируя над творчеством Дэмиана Херста. И заработал всем этим репутацию не меньшего enfant terrible, чем знаменитый британский изобретатель маринадов. Так что неудивительно, что художник охотно вступил в эту игру. «Гротескное преувеличение и мистификация – отличительные черты чешской культуры, а создание вымышленных персонажей – одна из стратегий современного искусства», – заявил автор France Press.
Учитывая, что Черны не только «оскорбил» (по мнению чиновников) страны Евросоюза, но и облапошил собственное правительство, проект вообще хотели свернуть. Но вовремя одумались, побоявшись обвинений в цензурировании искусства. 15 января вице-премьер Чехии Александр Вондра, а также сам художник принесли официальные извинения Болгарии и Словакии. Правда, в интервью корреспонденту «НГ» художник сказал: «Извинения – это не то же самое, что сожаления. Я жалею только о том, что некоторые нации напрочь лишены чувства юмора». Словакия на этом и удовлетворилась, а вот Болгария разгневалась не на шутку и потребовала убрать изображение страны из инсталляции. А глава Болгарского Центробанка Иван Искров даже пригрозил, что пропустит встречу министров финансов Евросоюза, назначенную на апрель, если туалеты не уберут из инсталляции.
В итоге было принято компромиссное цензурное решение - через несколько дней Болгарию просто закрыли куском черного полотна. Но изображение турецких туалетов стало исключительно популярным и быстро облетело весь интернет.
«Я извинился перед Болгарией, но когда в юности я путешествовал по этой стране, туалеты – первое и, возможно, самое яркое, что бросилось мне тогда в глаза. Для ребенка это очевидно и смешно, а теперь это первое, что пришло мне на ум» – таков был комментарий Давида Черны лондонской The Times.
Оказалось, что и в самой Болгарии шутников тоже хватает – Болгарская молодежная организация подарила послу Чехии Мартину Клепетко унитаз, куда предложила смыть часть проекта чешского художника. Напротив, мэр города Балчик заявил, что искусство не следует толковать буквально и даже пригласил Черны продемонстрировать свои произведения в этом черноморском городке. Мэр же, в свою очередь, обещал показать художнику, что в стране есть кое-что еще помимо туалетов.
Разгорелись споры и в Праге. По информации СМИ, чешский президент Вацлав Клаус опубликовал открытое письмо, в котором обратился к правительству республики с предложением публично отказаться от работы Давида Черны. Вероятно, президента задели не столько обида Болгарии и Словакии, сколько изображение самой Чехии – карта республики представляет собой табло, на котором бегут цитаты из выступлений Клауса. Как рассказал Давид Черны корреспонденту «НГ», в большинстве дискуссий, которые развернулись в Чехии, две трети поддерживают этот проект, а треть – скорее относится скептически. Так, премьер-министр Чехии Мирек Тополанек оказался не обделенным чувством юмора. Он заявил, что, конечно, изображения саркастичны и преувеличенны и в качестве публичной персоны он придерживается нейтралитета относительно них. Но как частное лицо смеется вместе со всеми.
«Мы, чехи, часто смеемся сами над собой, но иногда мы забываем, что не все народы поступают так же». Его поддержал и вице-премьер, сказав в одном из интервью: «Entropa – это просто искусство, не больше и не меньше».
Искусство и политика
Пока политики воюют, сам Черны, похоже, радостно потирает руки – задумка удалась на славу. «Мы знали, что правда выйдет наружу. Но прежде хотели выяснить, может ли Европа посмеяться над собой», – сказал художник в одном из интервью. Его не удивила адекватная реакция политиков большинства стран, в том числе Великобритании, которую в проекте вовсе проигнорировали. «Комики Монти Пайтон и Саша Барон Коэн – возможно, самые яркие примеры политической сатиры. Может быть, поэтому британцы понимают такие шутки лучше, чем другие нации», – сказал Черны The Times. Кстати, художник опроверг появившееся мнение, что автобаны на карте Германии якобы напоминают свастику: «Полная ерунда. Это просто автобаны. Все знают, что Германия выглядит именно так».
Впрочем, пресса сразу начала муссировать главный вопрос во всем этом – зачем художнику понадобилось устраивать все эти «игры с переодеваниями»? Первое и самое меркантильное, в чем его пытались заподозрить, – в желании получить немалые деньги, выделенные правительством на реализацию проекта. Что весьма сомнительно, ведь Черны не мог не знать, что правда откроется. И теперь он не только лишился гонорара, но и обязан выплатить правительству Чехии 10 млн. крон (около 500 тыс. долл.), потраченные на создание инсталляции. На пресс-конференции Черны заявил, что полученные государственные деньги он не тратил, а в начале этой неделе сообщил корреспонденту «НГ», что уже вернул их. Более того, по информации СМИ, Черны уже получил как минимум три предложения о покупке огромной инсталляции после завершения выставки в июне.
Вторая бросающаяся в глаза причина – слава, если уж не мировая, то точно общеевропейская, которую он получил благодаря скандалу. Впрочем, Черны и так был вполне известен, выставлялся в США и многих европейских странах, его работы хранятся в музейных и частных собраниях по всему миру. Например, после открытия проекта Entropa Черны собирался создать большой фонтан в Праге и инсталляцию в Америке, а также устроить шоу в одном из садов в Брюсселе. «Но это было запланировано еще два года назад, но теперь, в связи с последними событиями, я не уверен, что мои планы действительно осуществятся», – добавил Черны, беседуя с корреспондентом «НГ».
Несмотря ни на что, Черны – талантливый художник, обладающий острым глазом и отменным чувством юмора. После скандала в Брюсселе его уже сравнивают с Марселем Дюшаном. До последнего времени именно Дюшан был автором самой прославленной мистификации с использованием туалета: обычный писсуар, показанный в 1917 году на выставке в Нью-Йорке под именем «Фонтан», стал по воле художника произведением искусства. Тогда это вызвало злость и раздражение у многих скептиков. Их хватает и сейчас – не готовых воспринимать современное искусство во всей его свободе и дерзости.
В работе над проектом Entropa главным для Давида Черны было желание как можно более остро и радикально показать национальные стереотипы со стороны. Вероятно, Черны и сам не желал такого эффекта. Художник сказал «НГ», что является совершенно про-ЕС настроенным, всегда поддерживал Содружество и именно поэтому выступает против президента Клауса, являющегося противником ЕС. На деле же проект получился более глубоким и отчасти демонстрирующим иллюзорность самого Евросоюза, в котором до сих пор не изжиты национальные предрассудки, комплексы и обиды. Недаром карта Содружества превратилась в детскую игрушку, которую так легко сломать обидчивому и упрямому ребенку. Само имя проекта Entropa тоже не лишено смысла. Оно обыгрывает многогранное понятие энтропии – термин переводится с греческого как «поворот, превращение». С одной стороны, получается такая перевернутая, как бы изъятая из привычного, официального контекста Европа, с другой – в науке энтропией обозначается также состояние системы в конкретный момент времени. И состояние европейского сообщества, как выясняется, далеко от совершенства.
--------------------------------
Подобная этой книге, сейчас читаю "Маскавская Мекка" - конечно, не настолько сильно, но так, типа "Метро2033" - одно из альтернативных будущих...

Комментариев нет:

Отправить комментарий