пятница, 2 марта 2012 г.

В каком обществе мы живём?...


Во времена СССР всё было чётко и понятно - жили мы при капитализме, сейчас живём при социализме, скоро будем жить при коммунизме. Причём чётко подразделяли, типа, если капитализм - то "первоначального накопления капитала", или перезрелый, эпохи империализма, когда передел всего и вся.... Социализм тоже бывает разный - диктатура пролетариата, обострение классовой борьбы, развитой социализм, когда уже сформировалась новая общность-"советский человек"... ну и т.д...
А сейчас где эта терминология! Сейчас мы живём при капитализме? Тогда каком? или уже империализм?
Оказывается, где-то недавно прочёл, что живём в эпоху "постиндустриального общества". Это не некое расплывчатое определение "страна с демократическим выбором", или "страна развитой демократии", или "демократически незрелое без демократических традиций"... А вот имено ПОСТ- - после чего-то. Была индустрия - сейчас это не главное, раньше догоняли и перегоняли - оказывается не это главное. Главное "информационная составляющая" - т.е. создание новых технологий. А критерием развития общества что является? ВВП? Совокупный доход? Средний доход? Доход конкретного человека? Отсутствие грязи на улице? или что???
Словом, такие мысли залетели в голову, возможно, потеря идеалов и целей так же производит бардак в голове. Но, сейчас вычитал следующее:

“Нулевые” XXI-го века выдвинули чиновников и блоггеров. 90-ые - бизнесменов и братанов. 80-ые – рокеров и андеграунд. 60-ые - лириков, физиков и космонавтов. 30-е - летчиков и танкистов. 60-ые и 70-ые годы XIX века – разночинцев и интеллигентов. 90-ые годы XIX века промышленников и банкиров. Екатерининское время подняло дворян на немыслимую высоту и так далее.


Ого!! Слышите?! А ведь и правда, кто сейчас "герой нашего времени"??? - чиновник и блоггер, оказывается!!! Т.е. 90-е мы резко проскочили все фазы капитализма и где-то когда-то в двухтысячных перешли к "чиновничьему блоггерству"...
Ну, наверное так... Лучше уж за компом сидеть и набирать "мыслишки-рассуждалки-призывалки-воззывалки", чем реальные "бомбы-боеприпасы...." производить. Промышленность какая-никакая есть, новые технологии заменят огромнейшее предприятие на какой-то супер-пупер станок, освободившиеся рабочие места замени этими роботами-технологами, а те, которых освободили - пусть себе пишут в блоги.  Только немного повысь пособие, чтобы хватало на "еду-интернет", пусть себе деградируют потихоньку, они ведь давно сгнили и перегнили, созрели и перезрели... вас уже давно на свалку, чтобы не мешались, не устраивали новых революций, после которых становится только хуже, кто бы ни пришёл к власти. А потом управлять такими очень легко - ввёл плату за интернет или отключил или... - и всё, полное управляемое общество.. Только вот для кого??? Для блоггеров? Для чиновников?...


далее просто перепост приведу интересных подобных же мыслей:

Феномен “советского школьного кино” связан не только с кино, а еще и со “Школой” как таковой. Каким-то странным образом “Школа” в эпоху застоя стала одним из центральных векторов жизни. Почти все знаменитые школьные фильмы были сняты при Брежневе. До Брежнева школьное кино только зарождалось, после Брежневе оно начало умирать.









Я уже писал, что каждое десятилетие выдвигает те или иные социальные страты на первый план. “Нулевые” XXI-го века выдвинули чиновников и блоггеров. 90-ые - бизнесменов и братанов. 80-ые – рокеров и андеграунд. 60-ые - лириков, физиков и космонавтов. 30-е - летчиков и танкистов. 60-ые и 70-ые годы XIX века – разночинцев и интеллигентов. 90-ые годы XIX века промышленников и банкиров. Екатерининское время подняло дворян на немыслимую высоту и так далее.









А вот 70-ые годы XX века выдвинули “школьников”. “Школа”, “молодой педагог”, “директор-новатор” – вдруг попали под фокус общественного внимания в нашей стране. Почему? Об этом чуть попозже. Потом уже в 80-ые и 90-ые “Школа” и вообще система образования, в том числе и ВУЗы, ушли на периферию жизни. Я был свидетелем ослабления накала образования, остроты школьной и университетской жизни, поскольку учился почти беспрерывно с 1975-го по 2000 год. У меня была школа, 2 универа, с перерывом на армию, потом 5 лет аспирантуры.









Помню, что в 1977 году какая-нибудь контрольная ГОРОНО приравнивалась к “высадке человека на Марс”, то в 1999 году студенты Нижневартовский ВУЗов, мои друзья, сдавали экзамены по любому предмету наобум. Часто кафедры вводили предмет уже в конце семестра. Давали 4 дня на подготовку. Все приходили, списывали открыто из учебников, препод отворачивался или вообще уходил из аудитории. Студиозы получали свои пятерки в зачетки и уходили счастливые. Я этого до сих пор не понимаю такой учебы. В чем смысл?









Так вот, почему “Школа” стала столь интересна для кинорежиссеров в 70-ые годы? Дело в том, что тогда советская этика загнивала и воняла вовсю. Режиссеры и сценаристы заметили, что гнила и воняла она именно в среде школьников. Это поколение было водоразделом, волнорезом, отделявшим социализм и романтизм 60-х от зарождавшегося индивидуализма и буржуазности. Конфликт в этом кино происходил из-за наступления бесчисленных циников и прагматиков как на старый сталинисткий педсостав, так и на романтиков “молодых педагогов” – “социалистов с человеческим лицом”, а также недобитых пока сентименталистов Лопухиных из среды одноклассников. Посмотрите на Лаврика из картины в “Моей смерти прошу винить Клаву К”, на комсорга Глеба из “100 дней после детства” и все поймете. Типичные Дмитрии Медведевы.


















В 90-ые эти школьники 70-х были еще молодежью. Они были повернуты на обогащении. Многие шли в бандиты. Кое-кто к концу 90-х начал "подниматься" в бизнесе. Это поколение в детстве страдало материальным культом, поэтому с жадностью поглощало новые рестораны, курорты, автомобили или исходило гавном, если не получилось. В любом случае поколение 70-х в тараканьих бегах было циничино и настроено на победу любой ценой. Наконец, в “нулевые” школьники из Совкино пришли к власти. Путинская эпоха выросла из детей 70-х как бурьян в поле. Те, из школьников кому недосталось “Фордов Фокусов” в 90-ые возрадовались и уехали в Анталью, крича Путину – ура. Кроме того, бытование ребенка в 70-ые годы очень сильно зависело от авторитетов, в частности от авторитерета “Школы”, “Учителя” поэтому дети 70-х склонны к подчинению.
Путинская эпоха являет собой жизненный расцвет тех школяров 70-х.














А где-то с 2006 года повылазило новое поколение. Это генерация леваков-хипстеров, часто чурающихся карьерного роста, не стремящихся как дети 70-х к заработкам любой ценой. Их не удивишь сникерсом. Они с детства видят 100 сортов колбасы в супермаркете и не падают в обморок. Поэтому это поколение более интеллектуально, более возвышено, но интеллекутально оно весьма по-своему. У них совсем иной культурный код. Они много путешествуют, знают иностранные языки, сидят в Интернете сутками и они не привыкли к подчинению. В основном в больших городах это раздолби, кидалты, то есть kid-adults. К 2010 году они уже подминают потихоньку детей 70-х - циников-путинистов. Как это ни странно они формируют базис для нового социализма. Они склонны его идеализировать, склонны вообще больше мечтать.
Но все, же в чем-то дети 1980-х уступают детям 1970-х. Мышление детей 70-х - книжко-центрично, а мышление детей 80-х интернето-центрично. И хотя дети 1980 года более эрудированны, имеют больший объем знаний (это мое личное мнение) они проигрывает детям 1970 года в глубине мышления, так как читают несколько простоватые тексты в сети.




1 комментарий:

  1. Это тоже политика! Тогда в 70-е нужен был такой народ, который был беден, поэтому ценности у него были только трудовые. Затем другое время и эпоха Горбачева - "естественный отбор" - нужно было уцепиться за жизнь. Выжил только хваткий. Ну и так далее... Можно отслеживать по нашим правителям. А школа все это отражает, потомучто там же растет исходный материал (будущий народ)!!!

    ОтветитьУдалить